В психологии и психотерапии есть ряд ключевых фигур, про которых можно сказать – они создали психологию. Масштаб их личности, достижений и вклада в науку бесспорен и ни у кого не вызывает сомнений. Безоговорочно к таким мэтрам можно отнести З. Фрейда, который амбициозно заявлял, что нанес очередную пощечину самолюбию человечества, «открыв» бессознательное. Первую пощечину дал Коперник, заявив, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, что означало, что вовсе не Земля является центром мира, что она всего лишь рядовая планета среди других таких же. Вторую пощечину самолюбию человечества дал Дарвин, сказав, что человек произошел от обезьяны, т.е. человек вовсе и не царь природы, а такое же рядовое существо среди многих других форм жизни. И третью пощечину, по словам Фрейда, нанес он сам, обнаружив, что человек не является хозяином даже в своем собственном доме – в своей психике, в своем уме, в своей жизни, ибо большая часть поступков совершается человеком бессознательно, без участия его воли и намерения.
К. -Г. Юнг добавил в картографию психики новую область – коллективное бессознательное, показав, что на глубинном уровне архетипов все человечество связано, и архетипы как действующие силы психики едины как для жителей Папуа-Новой Гвинеи, так и огромного мегаполиса Америки или Канады.
Разумеется, было и есть множество других великих психологов, перевернувших психологию, создавших новые научные направления, но личностей, совершивших научное открытие, обнаруживших новые области в психике, открывших ранее неизвестное, можно назвать две – это З. Фрейд и К. -Г. Юнг.
Однако время не стоит на месте, вторая половина 20 в. принесла новое великое имя по масштабности достижений не уступающее, а в чем-то даже превосходящее уже известные имена – Станислав Гроф.
В чем заключаются открытия и научные достижения Грофа?
Гроф в результате многочисленных опытов открыл две новые области человеческой психики – это перинатальное бессознательное и трансперсональное бессознательное. Перинатальное (peris – около, natalis – относящийся к рождению) – то, что относится к рождению. Гроф показал, что способ и ситуация, в которой мы входим в мир, оказывает серьезное влияние на всю нашу дальнейшую жизнь. Эта область содержит ключевые напряжения и вытеснения, касающиеся самого первого опыта человека – внутриутробного существования и рождения.
Трансперсональный слой психики включает в себя переживания, выходящие далеко за пределы личности, обнажая глубинную сущностную взаимосвязь всего во Вселенной. Сюда относятся переживания, связанные с трансцендированием времени и пространства – путешествие в прошлое или будущее, в места иных цивилизаций и форм жизни.
Гроф обнаружил целительный потенциал холотропных состояний сознания. Они способствуют большей целостности психики, интеграции вытесненных компонентов, и через это — высвобождению энергии, которая в обычном состоянии тратится на подавление и удержание в бессознательном болезненных комплексов, а не на радость жизни в повседневном существовании.
Для погружения в подобные состояния используется специальный метод, созданный Станисловом и Кристиной Гроф – холотропное дыхание. Погружение во внутренний мир с помощью особой музыки и интенсивного дыхания делает возможным проявление вытесненного материала через образы, телесные ощущения, эмоции. Почему подобного эффекта нельзя добиться в обыденном состоянии сознания? Почему человек не может просто «сесть и подумать» – а в чем же заключается его основная проблема? Что мешает ему жить полноценной жизнью? Потому что таковы законы функционирования психики – все страшное и болезное, вызывающее неприятные эмоции, вытесняется с помощью защитных механизмов далеко за пределы сознания для сохранения приемлемой картины себя и мира. И, с одной стороны, защитные механизмы способствуют сохранности психики человека, с другой стороны сильно ограничивают и обедняют существование, за счет того, что некий «кусок опыта» оказывается просто отрезанным от сознания. И, как уже говорилось, на подавление и удержание значимого материала в подобном состоянии тратится значительное количество энергии, которая пригодилась бы в жизни для реализации творческих планов и отношений с другими людьми. Процесс холотропного дыхания делает возможным проявление вытесненных, подавленных частей психики, при чем это происходит очень экологично.
На протяжении тысячелетий переживания измененных состояний сознания были включены в историю и культуру, они всегда играли важную роль в жизни того или иного сообщества и при этом были прерогативой исключительно избранных привилегированных членов этого самого сообщества — шаманов, знахарей, целителей и пр. Сейчас в к. 20 – н. 21 века мы являемся свидетелями уникального и беспрецедентного момента истории, когда у каждого индивидуума появилась возможность путешествовать в своем собственном внутреннем пространстве, раскрывая его тайны и «наводя порядок в собственном доме». При чем путь, пройденный С. Грофом, и путь, который он предлагает совершить нам, не является некой окольной дорожкой, подпольной лазейкой в мир шизотерического сообщества. Гроф вошел через центральный вход, можно сказать по красной ковровой дорожке – через научные медицинские и психологические исследования, эмпирически подтвержденные сотнями тысяч процессов о том, что состояния сознания, достигаемые в процессах холотропного дыхания, обладают мощным трансформационным эффектом и целительным потенциалом, о том, что дышать полезно, важно и нужно!
Следует отметить, что накопленной Грофом эмпирической базе исследований в психологии вообще нет равных, по масштабности изучения именно с точки зрения естественно-научного подхода он оставил далеко позади других коллег. Более того, открытия, сделанные Грофом, вышли далеко за пределы психологии и медицины, замахнувшись ни много, ни мало на новую научную революцию, на смену научной парадигмы, поставили под сомнения всю глобальную картину мира, основанную на материалистических детерминистских взглядах, формировавшуюся с 17 в. Это стало возможным благодаря обнаружению того факта, что переживания людей, проходящих процессы холотропного дыхания, выходят далеко за пределы их личной истории, биографического уровня сознания и бессознательного и показывают неограниченность сознания местом и временем и необусловленность его материальным субстратом.
По вкладу в науку, по научной новизне исследований, по «наведению мостов» между наукой и духовными традициями, по разработке и внедрению нового психотерапевтического метода в практику, по экологичности изменений, происходящих в результате сеансов холотропного дыхания, по ширине и глубине охв